Туристический клуб - форум Добавить в избранное   Туристический клуб - форум Сделать стартовой
Список форумов Отдых, туризм, путешествия Отдых, туризм, путешествия
Туристический клуб


Трудовая миграция в России и странах СНГ

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Отдых, туризм, путешествия -> Юридические вопросы
Максим Владимирович
Модератор
Модератор


Пол: Пол:Мужской
Возраст: 51
Знак зодиака: Козерог
ТИМ: Габен
Зарегистрирован: 07.01.2007
Сообщения: 262
Откуда: Москва

 СообщениеДобавлено: Сб Июн 30, 2007 1:27 pm    Заголовок сообщения: Трудовая миграция в России и странах СНГ Ответить с цитатой Back to top

Трудовая миграция в России и странах СНГ

Выступление заместителя Министра иностранных дел России А.В.Яковенко на конференции «Трудовая миграция в России и странах СНГ: тенденции, проблемы и пути сотрудничества», Москва.


В российском деловом мире сейчас сложилось ясное представление о том, что потребности дальнейшего экономического роста требуют наращивания притока к нам в страну новых рабочих рук.
Внешняя трудовая миграция стала существенным фактором расширения производства, сферы обслуживания, освоения инвестиций, укрепления инфраструктуры городов и сельского хозяйства. Очевидно также, что мигранты вносят ценный экономический, политический, социальный и культурный вклад не только в общество принимающей стороны, но и страны своего происхождения.
Денежные переводы мигрантов на родину играют важную роль в сокращении бедности, поддерживают процесс экономического развития. Миграция позволяет уменьшить уровень безработицы в странах, испытывающих избыток рабочей силы, способствует повышению ее квалификации. По данным Глобальной комиссии ООН по международной миграции, в 2004 году официальные денежные переводы мигрантов составили во всем мире около 150 миллиардов долларов США, а неофициальные – еще более 300 миллиардов. Согласно оценкам Международной организации по миграции, каждый трудовой мигрант, работающий в России, отправляет на родину в среднем по 100 долларов США в месяц, а общий объем денежных переводов составляет 4–7 % ВВП Армении, Грузии и Таджикистана и более чем 20% ВВП Молдавии.
На протяжении последних лет Россия из страны с исключительно внутренним миграционным обменом превратилась в крупного реципиента, потребляющего трудовые ресурсы из ряда трудоизбыточных стран, прежде всего государств СНГ, Китая, Вьетнама.
На наш взгляд, специфика нынешнего момента развития этой миграционной перспективы состоит не только в фактическом выходе России на международный рынок труда, но и в преодолении тех проблем, которые касаются приема и трудоустройства въезжающих к нам людей из-за рубежа, в том числе в рамках двусторонних отношений со странами их гражданства.
Немало вопросов предстоит решить в организации процесса добровольного переселения в Россию соотечественников, проживающих за рубежом. Как сказал Президент России В.В.Путин, речь идет о том, чтобы «не заставлять людей, не перетаскивать на территорию Российской Федерации любой ценой и не стимулировать отток русскоязычного населения из стран Содружества, а создать условия для тех, кто хочет вернуться в Россию». В ближайшее время должна быть полностью сформирована юридическая база Государственной программы на этот счет, после чего будет запущено ее практическое осуществление, ориентировочно с 1 июня с.г. Информация о ней размещена на интернет-сайте МИД России. Почти 20 тысяч человек уже изъявили желание переехать в Россию.
Значительным шагом вперед в регулировании внешней трудовой миграции стали вступившие в силу 15 января 2007 г. изменения в российском миграционном законодательстве.
Как известно, любые изменения в установившейся системе отношений, даже имеющие своей целью улучшение последней, могут приводить к сбоям в ее функционировании и, как следствие, к возникновению недопонимания и разногласий между партнерами как на национальном, так и межгосударственном уровнях.
В этой связи МИД России совместно с другими ведомствами, имеющими отношение к реализации этого законодательства, проводит соответствующую работу по налаживанию оперативного взаимодействия на этот счет с посольствами стран, граждане которых прибывают в Россию на работу. Ежемесячные встречи с представителями этих посольств показывают полезность установившегося режима диалога, благодаря которому своевременно вскрываются проблемы и находятся решения. Среди этих проблем – четкость работы правоохранительных органов и миграционной службы, отработка системы обмена информацией, процедур документирования мигрантов, информационного сопровождения принимаемых в России мер. Практика показала, что как мы, так и наши партнеры заинтересованы в наведении порядка на российском рынке труда, разумеется с учетом интересов стран происхождения мигрантов и действующих соглашений в области трудовой миграции.
В рамках Содружества Независимых Государств в последние годы накоплен значительный опыт сотрудничества по регулированию трудовой миграции, имеются серьезные наработки по формированию многосторонней и двусторонней договорно-правовой базы в миграционной сфере.
Так, 15 декабря 2006 г. вступил в силу Протокол о внесении изменений и дополнений в Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся мигрантов от 15 апреля 1994 г. В стадии разработки находится проект Соглашения об основных принципах сотрудничества в области миграции граждан стран СНГ и Конвенции о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств-участников СНГ. Планируется создание Совета руководителей миграционных ведомств стран Содружества Независимых Государств. Действуют или находятся в стадии согласования двусторонние соглашения о трудовой деятельности и социальной защите граждан практически со всеми странами СНГ.
Большое внимание в своей работе мы уделяем вопросам борьбы с незаконной миграцией. Одним из действенных инструментов противодействия данному явлению должны стать соглашения о реадмиссии со всеми странами, вовлеченными в миграционные процессы. Еще в декабре 2004 года МИД России направил соответствующие предложение 28 государствам, из которых в Россию поступает основной поток нелегальных мигрантов. К настоящему времени подписано соглашение с Украиной, состоялись соответствующие консультации с Казахстаном и Киргизией, имеется принципиальная договоренность рассмотреть вопрос о заключении таких соглашений с Арменией, Молдавией и Таджикистаном. Остальные государства СНГ пока не определились со своей позицией.
Если говорить о странах дальнего зарубежья, то переговорный процесс успешно продвигается с КНДР и Турцией, позитивно отнеслись к перспективам подписания реадмиссионных соглашений Алжир, Непал, Чад, Эфиопия, Шри-Ланка и Нигерия, проведены экспертные консультации с Вьетнамом и КНР. Вместе с тем, ряд государств, в частности Индия, Иран и Бангладеш, дали понять о своем нежелании заключать подобного рода договоры.
Сложившаяся ситуация, как представляется, отражает стремление отдельных стран не брать на себя ответственность за вопросы противодействия незаконной миграции, ограничив свое участие в международных миграционных процессах только вопросами трудоустройства своих граждан и защитой их социальных прав. Такой односторонний подход вряд ли будет содействовать решению стоящих задач по эффективному управлению трудовой миграцией.
Хотел бы еще раз подчеркнуть, что последние новации в законодательстве России в области внешней трудовой миграции направлены на расширение легального поля миграции, укрепление ее цивилизованных форм, обеспечение четкой работы механизмов и процедур оформления иностранной рабочей силы, что подразумевает в том числе усиление государственного контроля за соблюдением работодателями прав трудящихся-мигрантов. Примечательно, что комментарии Международной организации по миграции на этот счет свидетельствуют о достаточно высокой оценке предпринимаемых системных преобразований в этой области, которые характеризуются как «хороший пример, стандарт и ориентир в области регулирования приема, пребывания и трудоустройства иностранных граждан».
Мы также исходим из того, что эти меры будут способствовать дальнейшему развитию диалога в различных форматах по проблемам миграции, совершенствованию двусторонних и многосторонних механизмов сотрудничества в этой сфере.
Важность продолжения такого диалога заключается в том, что в последние годы практически все страны мира переживают период переосмысления проблем трудовой миграции, которые имеют тенденцию к обострению в силу разнополярности интересов прежде всего государств приема и происхождения мигрантов, а также в контексте глобализирующейся мобильности рабочей силы, демографических различий и соображений безопасности. В ряде стран остро встает проблема политического характера в свете недостаточности социальной перспективы для иммигрантов, совместимости культурных традиций коренного и некоренного населения.
Нерешенность таких проблем, как показывает практика, чревата нарушениями общественного порядка, ростом ксенофобии и нетерпимости, что может приводить к массовым волнениям.
Не случайно этим проблемам было посвящено нерядовое мероприятие в Нью-Йорке в сентябре прошлого года – Диалог высокого уровня Генеральной Ассамблеи ООН по тематике международной миграции и развития. Сейчас, в соответствии с его рекомендациями, по инициативе Бельгии готовится Всемирный форум по миграции и развитию, созываемый в июле с.г. в Брюсселе. Российская Федерация готовится принять участие в указанном Форуме. МИД России координирует работу в сфере миграции и с соответствующими структурами Совета Европы, который также сформировал практику рассмотрения этих вопросов. На лето 2008 года в Киеве намечена Конференция Совета Европы с участием министров, ответственных за дела миграции.
Нет сомнения, что накапливаемый нами опыт в реализации нового законодательства будет представлять немалый интерес для наших партнеров, позволит укрепить роль нашей страны, как достойного участника мирового рынка трудовых ресурсов, способного подвести твердую цивилизованную правовую базу под управление миграционными процессами, существенно сократить незаконную миграцию и обеспечить права мигрантов.


По материалам МИД РФ.
_________________
Юридическая консультация, гражданское и уголовное право, адвокатура. + 7 495 220-82-81, 542-13-33
 
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Отдых, туризм, путешествия -> Юридические вопросы Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах